05.11.2016

Правило Тарасовой: когда психотерапия заканчивается на скамье

Понятие о конфиденциальности клиента является базовым в любой психотерапии и может быть нарушено только в следующих ситуациях (формулировки из этического кодекса Канадской ассоциации психотерапии и консультирования – одного из лучших в мире, с моей точки зрения):

1) Когда раскрытие информации требуется для того, чтобы предотвратить явную и непосредственную опасность для клиента или других лиц;

2) По требованию суда;

3) Когда в защите нуждается ребенок.

Сегодня я хочу подробнее рассказать о первом пункте, а особенно о той его части, где упоминаются некие «другие лица». Дело в том, что психотерапия - это такое взаимодействие в диаде, в котором традиционно места для третьих лиц нет (ну разве что для их образов). Иначе говоря, в какой ситуации может возникнуть надобность нарушить правило о конфиденциальности и настучать на клиента?


Раннее произведение И. Босха "Психолог, несущий маляву на клиента"



Правило Тарасовой



История началась с известного судебного процесса Tarasoff v. Regents of the University of California (семья Тарасовой против представителей Калифорнийского университета, в состав которого входила больница, в которой работал психолог) в Штатах в июле 1976-го года. За два года до этого, в ходе разбирательств по этому делу, было вынесено решение - специалист обязан предупреждать потенциальных жертв (третьих лиц). В 1976 году решение было изменено верховным судом Калифорнии, вследствие этого и было издано постановление о том, что специалисты по психическому здоровью (а это - психиатры, психотерапевты, психологи-консультанты) обязаны защищать (duty to protect), а не только предупреждать людей, которым угрожают физической расправой клиенты, проходящие терапию. Обязанность специалиста в такой ситуации сводится к обращению в полицию и иным необходимым мерам (ну, например, информированию потенциальной жертвы и ее родственников).

Только в желтых штатах на клиентов можно не стучать.

После этого судебного разбирательства пункт «об обязанности психотерапевтов и консультантов перед третьими лицами» был введен в этические кодексы многих стран мира (ну у нас его конечно нет, LOL). Однако требование о разглашении конфиденциальной информации в целях защиты третьих лиц считается крайне сложным в трактовке, и даже в Америке принято далеко не во всех штатах (в некоторых просто не было аналогичных ситуаций, либо они не дошли до судебного разбирательства).


Подробности дела Тарасовой


Тарасова и Поддар


Индийский студент Просенджит Поддар поступил в Калифорнийский Университет Беркли в 1967. Осенью следующего года он встретил Татьяну Тарасову на занятиях по танцам и они стали систематически видеться. Зимой у них начались сексуальные отношения, и Поддар воспринял это как серьезные намерения со стороны Тарасовой. Тем не менее, она сказала что не испытывает к нему чувств, а также призналась, что встречается и с другими мужчинами. Получив отказ, Поддар впал в депрессию, и до лета следующего года пытался выяснить у Тарасовой причину ее неприязни.

Летом она уехала, и Поддару стал искать специалиста в сфере психологической помощи, которым являлся психолог местной больницы Лоуренс Мур. Этим же летом Поддар сказал Муру, что собирается убить Тарасову. Мур сообщил об этом в полицию, добавив, что, по его мнению, клиент болен тяжелой формой параноидальной шизофрении. Мур пытался добиться того, чтобы Поддара признали опасным для общества и ограничили его перемещение. Поддар был задержан, но в скором времени его отпустили вследствие вмешательства супервизора Мура - Харви Пауилсона, а также проведенной беседы в полицейском участке, на которой намерения Поддара были оценены как нереалистичные. Когда Тарасова вернулась в университет, Поддар перестал посещать психолога. К этому моменту ни сама Тарасова, ни члены ее семьи не были извещены о задержании Поддара.

27-го октября 1969-го года Поддар убил Тарасову, при этом его деяния соответствовали озвученному заранее на приеме у психолога плану. Поддара признали виновным в убийстве второй степени, но приговор обжаловали, ссылаясь на неподготовленность присяжных. Последующий судебный процесс над Поддаром не проводился, и он был депортирован в Индию.

Судебный процесс


Семья Тарасовой подала в суд на Лоуренса Мура и выиграла дело, так же как и ряд других дел по отношению к работникам больницы, где Поддар посещал встречи с психологом. Претензия к Муру состояла в том, что после сообщения в полицию он не проинформировал о своей обеспокоенности саму Татьяну или кого-то из ее родственников, хотя и мог это сделать. Защита Мура строилась на идее о том, что Тарасова не была клиентом Мура, и он не имел перед ней никаких обязательств. На сегодняшний день в ряде штатов, в случае, если психотерапевт может потенциально найти представителя потенциальной жертвы и связаться с ним, он обязан предупредить третью сторону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий