05.07.2013

Интервью с клиентцентрированным терапевтом

Совсем недавно удалось провести интересную беседу с коллегой, которая работает в рамках клиентоцентрированной терапии Роджерса. В результате у нас получилось интервью, интересное как практикам, так и потенциальным клиентам.





- Привет! Расскажи немного о себе. 

Привет! Меня зовут Тая. Живу и работаю в Москве. В 2009 году я закончила МГППУ и с 2010 года являюсь практикующим психологом. Сейчас я обучаюсь по совместной образовательной программе МГППУ и Сообщества Клиент-центрированных Психологов-консультантов и Психотерапевтов под руководством ÖGwG (Австрия).




- Почему терапия Роджерса? Как ты выбрала именно это направление?

Еще получая свое первое образование, я познакомилась с направлением клиент-центрированной терапии – ну, как и все психологи, пожалуй. Проблема была в том, что на пятом курсе меня подразнили основами Роджерианской теории, но более фундаментальных знаний не дали. Заинтересовавшись направлением, я самостоятельно стала изучать теорию КЦ терапии, пока не нашла обучающую программу в России. Почему именно КЦ терапия? Довольно просто. Теория этой терапии очень «ложится» на конструкцию моей личности. На эту тему, наверное, много дискуссий, но мое мнения очень простое – каждый терапевт выбирает свое направление работы по одному простому принципу, который можно озвучить либо как «подходит это мне как личности или нет», либо еще проще – нравится / не нравится. В начале своей образовательной и трудовой деятельности в качестве КЦ терапевта, я еще не была сильно погружена в теоретические основы, не до конца понимала все механизмы работы, и сказать, что выбрала это направление потому, что оно олицетворяет то, чем я хочу заниматься всю жизнь – это было бы нечестно. Но сейчас, обучаясь и все больше развиваясь в этом направлении, я понимаю, что выбрав КЦ терапию, я не ошиблась. 

- Как правильно: клиентоцентрированная или гуманистическая терапия?

И то, и то правильно. Я бы сказала, что клиент-центрированная терапия, основателем которой является Роджерс, это одна из ветвей развития гуманистических представлений в психотерапии. 

- Популярна ли клиентоцентрированная терапия сейчас в России?

Пока нет. В России немного сообществ клиент-центрированных психотерапевтов. Насколько мне известно, есть группы, которые называют себя так, но соответствующего образования просто не имеют. Клиент-центрированная терапия больше развита в США и Австрии. Сообщество, в рамках которого обучаюсь я, пока единственное в России, работающее под эгидой Австрийского сообщества клиент-центрированных психотерапевтов. 

- Расскажи про идеального клиента этой модальности?

Не думаю, что можно говорить об образе «идеального клиента», если мы подразумеванием КЦПТ (клиент-центрированную психотерапию). Разумеется, обращаясь к теории, можно выделять критерии, при которых возможна или невозможна терапия в рамках данного подхода. Я много размышляла на эту тему и пришла к выводу, что данное направление терапии можно порекомендовать абсолютно любому клиенту, как бы ни звучал его первичный запрос – будь то «я перестал чувствовать себя собой» или же «сделайте что-нибудь с моим ребенком». Любой из этих запросов может стать началом терапии, если будут выполнены шесть условий, при которых КЦ терапия в принципе возможна: 

1. Контакт

2. Клиент неконгруэнтен

3. Терапевт более конгруэнтен, чем клиент

4. Эмпатия

5. Безусловное позитивное отношение

6. Клиент способен воспринимать помощь от терапевта. 

- Если кто то захочет обучиться терапии Роджерса сам, с каких книг стоит начинать? И что принципиально нового написали в последние годы?

Начинать нужно, конечно, с самых фундаментальных трудов Карла Роджерса: «Клиенто-центрированная психотерапия» или «Консультирование и психотерапия». Однако, не нужно ограничиваться одной этой фамилией. Будучи основателем такой большой школы, Роджерс всегда говорил своим ученикам и последователям, что данное направление нужно развивать, а не останавливаться на уже реализованных исследованиях. Собственно, в связи с этим следует рекомендовать начинающим КЦ терапевтам познакомиться с трудами Кайля, Праути, Бирман-Ратжен и др. Кстати, совсем недавно (в 2013 году) в России вышла замечательная книга Юджина Джендлина «Фокусирование» и ее тоже не стоит обходить стороной, ведь Джендлин описал один из основных «инструментов» КЦ терапевта. Главная проблема заключается в том, что в России практически нет изданных переводов, 90% литературы можно найти только в первоисточниках, то есть на английском или немецком языках. 

- Расскажи про самые банальные и наиболее часто применяемые методики клиентоцентрированной терапии.

Интересный вопрос. Самый банальный «прием», который часто не по назначению используют начинающие психологи, это «активное слушанье». По-моему, на эту тему уже даже куча анекдотов написана, за что можно благодарить дилетантов, вкладывающих не совсем верный смысл в данный термин. Если говорить о КЦ терапии, то «активное слушанье» подразумевает под собой включенность терапевта в процессы клиента, выполнение условий терапии и интервенция в случае, если это необходимо. 

- Насколько помню Роджерс критиковал Фрейда, правильно?

Взгляд Роджерса сильно отличается от подхода Фрейда, это верно. Принципиальным встает вопрос о том, что прошлый опыт или источники происхождения того или иного поведения, не являются основополагающими факторами личности. Роджерс подчеркивает, что поведение определено не прошлыми событиями, а тем, как человек переживает этот опыт «здесь и сейчас», каково его актуальное восприятие пережитого опыта. И еще, насколько мне известно, очень яростно Роджерс отвергал и критиковал тот «портрет» человека, который нарисовал Фрейд, в том смысле, что человек движим ид и бессознательным, а уж куда это заведет – неизвестно. Проявиться это бессознательное может и в инцесте, и в убийстве, и в сексуальном насилии и многих других действиях, и в таком случае люди в корне иррациональные, несоциальные, эгоистичные и, возможно, деструктивные. Роджерс не отвергал злых и негативных переживаний, он просто считает человека – само его ядро – по умолчанию позитивным, разумным, безусловно стремящимся к самоактуализации. Все остальное – естественный «нарост» на это самое ядро. 

- Лично для меня Роджерс наиболее значим как специалист, отказавшийся от понятия пациента. Однако, работает ли клиентоцентрированная с психотиками?

Да, КЦ терапия работает с психотиками. Невзирая на то, что Роджерс отошел от понятия пациента и выбрал более лояльный термин – клиент, в КЦ терапии есть достаточно много наработок в области терапии нарушений. Так, например, труды Праути, который ввел такое понятие, как «претерапия», что, по своей сути, и является направлением работы с психопатологиями. 

- Как соотносится религия и клиентоцентрированная терапия?

Роджерс был религиозным человеком. Однако, начало его терапевтической деятельности можно соотносить с моментом, когда он отвергает обучение в семинарии и предпочитает другой взгляд на человека и его природу. Более того, Роджерс утверждал, что христианство в определенном смысле культивировало тот факт, что люди по природе своей злы и эгоистичны, и только «верование» и «покаяние» спасает заблудшие души – не могу удержаться от сарказма на эту тему. В общем, лично для меня КЦ терапия не связывается с религией, к тому же, я и сама не сильно с ней связываюсь!

- Применяешь ли ты тесты в работе и расскажи вкратце про свой сеттинг.

Нет, тесты в своей работе я не использую. Начало работы с клиентом всегда связано с установлением контакта. И уже в процессе я могу использовать приемы арт-терапии, песочной терапии, телесной терапии и пр. В любом случае, все эти приемы необходимы для символизации опыта клиента, каждый случай индивидуален. 

- Какое отношение клиентоцентрированная терапия имеет к академической психологии с твоей точки зрения?

Как и любая наука, КЦ терапия имеет свои теоретические наработки, в данном направлении проведено достаточное количество эмпирических исследований Роджерсом и его учениками и соратниками. На мой взгляд, как ни крути, но какие-то основополагающие вещи все равно соприкасаются. Так, например, невозможно игнорировать возрастные особенности развития. КЦ терапия, конечно, тоже обращается к фундаментальным понятиям академической психологии, просто рассматривает их в контексте собственных представлений.

- Как относятся к терапии Роджерса на Западе?

На сколько мне известно, КЦПТ на Западе более популярна, чем в России. Она имеет место быть, она имеет пространство для развития, существует множество сообществ, последователей.

- На какое еще направление терапии ты хотела бы выучиться в будущем?

Мне сейчас сложно представить, чем еще я могла бы заниматься так же увлеченно, как КЦ терапией. В любом случае, я – человек, стремящийся к развитию. Ограничивать свои знания на КЦ не планирую, но стану ли практиковать в каких-либо других областях – вопрос спорный. 

- Что знаешь про провокативную терапию? (в блоге много статей по этой теме и эту терапию создал ученик Роджерса)

Если честно, я не очень знакома с провокативной терапией. Френк Фаррелли был учеником Роджерса, но я ничего не знаю о том, какой вклад он внес в КЦ терапию. На сколько мне известно, Фаррелли сильно преуспел в коучинге. Пожалуй, на этом мои знания ограничиваются. Кстати, а это неплохая идея, получить новые знания в области провокативной терапии!

- Как с тобой можно связаться клиентам или коллегам?

У меня свой сайт - http://selfsence.ru Он находится на стадии разработки, но там можно найти всю информацию обо мне и, конечно, мои контакты – скайп, телефон, мэйл.

От автора блога:

Хочу выразить благодарность Тае за интервью! Желаю больших успехов в русле гуманистической терапии!

Читатели, возможно, заметили, что я пишу слово «клиентоцентрированная» слитно, в отличие от сегодняшнего гостя, которая пишет «клиент-центрированная». Однако, в единственной прочитанной мною книге Роджерса (фото внизу) слово «клиентоцентрированная» писалось слитно. Это достаточно интересный момент и на самом деле мне больше нравится современный правильный вариант. В нем акцент ставится таким образом, что клиент это явление особенное и его стоит выделять в терапии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий