В блоге Contemporary Psychology уже не первый раз выкладываю интервью с различными специалистами. Это интересный и легкий формат, позволяющий больше узнать про просторы и грани нашей профессии. На этот раз я уговорил пообщаться со мной психолога, работающего с аутистами. В посте есть масса ссылок на литературу, видео и образовательные центры.
От себя отмечу, что представленный дальше вариант работы с аутистами достаточно интересный и свежий. И в нашей стране, где все еще не уважают краткосрочные, поведенческие, контролируемые методы коррекции, не факт что он будет принят быстро и без проблем. Тем не менее, именно такой подход мне наиболее симпатичен.
- Привет! Расскажи про себя вкратце.
Я родился и вырос в Севастополе, на берегу моря. Переехал в Москву, предложил и закончил здесь свое высшее образование (РГГУ, психологическое консультирование). На последних курсах заинтересовался когнитивными исследованиями и проводил эксперименты с детьми с аутизмом. Так вышел на тему терапии для людей с аутизмом и в частности на Прикладной Анализ поведения (ABA), как самую успешную и доказано эффективную терапию (Peters-Scheffera,Diddena, Korziliusd,Sturmeye 2011, http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1750946710000498)
- Как ты пришел в психологию?
Сколько помню себя, мне всегда было интересно наблюдать за поведением людей, объяснять наши поступки. Но когда я выбирал ВУЗ, то больше руководствовался удачей. Быстро появилась мотивация учиться – еще бы: можно попробовать разобраться в себе. А потом я узнал об экспериментальной работе, бихевиористах, исследованиях познавательных процессов (один эффект Струпа чего стоит?!) и не жалею до сих пор.
- Я много раз слышал, что аутистов часто называют аутятами, это так?
Даунята, аутята, эти наименования присутствуют, но не являются профессиональными терминами, к тому же их использование можно признать неэтичным, потому что содержит элемент ненужного обобщения (мы говорим дошколята, например, подчеркивая характерные черты этой группы, но они вырастут и перестанут быть дошколятами, а человек с аутизмом всегда будет человеком с аутизмом.) Хотя для непрофессионального использования слово подходит хорошо.
- Что именно ты делаешь на работе?
Я работаю один на один с ребенком. Такая форма работы связана с особенностями восприятия: человеку с аутизмом, обычно проще воспринимать инструкции, данные только ему, в структурированной и предсказуемой среде, чем такие, которые были данные группе в целом. Я прихожу к ребенку с четким знанием того чему я буду учить, как (вплоть до отдельных шагов), как я буду записывать прогресс и оценивать результат. Как правило все эти вещи прописывает более опытный и знающий коллега, который отвечает за терапию ребенка в целом (консультант, координатор). Я знаю, что любому поведению можно научить, если:
- индивидуально подобрать сильное поощрение: что то, что увеличит вероятность повторения поведения в будущем;
- систематически давать инструкцию (или другой стимул)
- предоставлять поощрение после нужной реакции и не предоставлять поощрение после ошибки, зато
- обязательно дать подсказку в нужном объеме и своевременно убрать подсказку, когда она становится не нужна;
- продумать, как это поведение будет поддерживаться в естественных условиях, без искусственного поощрения;
- разбить навык на более мелкие части, обучать их отдельно, если в целом виде действие вызывает стойкие трудности.
Также я веду записи, по которым можно будет сказать работает ли данная программа и что нужно изменить. Как правило записывает успешность выполнения задания и уровень помощи.
Еще, конечно же, я играю с ребенком на том уровне, на котором игра доставляет ему удовольствие. В теории приятное игровое времяпрепровождение занимает до 75% времени, а 25 отводится под выполнения заданий, инструкции и ответы. Это не всегда выполняется, но в общем всегда надо следить за тем, чтобы сохранять положительный и приподнятый эмоциональный фон.
- Как насчет супервизий, посещаешь?
Прохождение супервизий очень важно. По каждому клиенту я один раз в месяц обязательно получаю консультацию более опытно коллеги, координатора (консультанта), используются видео-записи, заполненные во время обучения таблицы, прямое наблюдение. Происходит корректировка программы, чтобы она соответствовала прогрессу ребенка и чтобы ребенок стал добиваться успеха. Координаторы (авторы обучающих программ) в свою очередь получают консультацию более опытного коллеги тоже не реже раза в месяц. Русскоговорящих экстра-специалистов – супервизоров не более 5-10 человек во всем мире.
- Какие основные методы и техники для работы с аутистами?
АВА (applied behavior analysis) – прикладной анализ поведения – позволяет эффективно обучать новому поведению и корректировать нежелательное поведение. Подход включает в себя множество техник, например
Обучение отдельными блоками (DTT): разбиение действия на отдельные элементы, множество повторений каждого элемента, и постепенное соединение в общее действие. Например: учить говорить слово: сначала первая буква (инструкция, подсказка, ответ ученика, поощрение), потом первая и вторая буква (также) и т.д.
Случайное/Эпизодическое Обучение (IT): использование естественной среды и спонтанно возникшего интереса ребенка для обучения.
Вымирание (Extinction) – используется для убирания нежелательного поведения. Основывается на законе, по которому, если поведение повторяется снова и снова, оно находит в чем-то свое поощрение. Если найти это специфическое поощрение и организовать среду так, чтобы поощрение прекратилось, то поведение прекратится через некоторое время.
Визуальная поддержка по методике TEACCH заключается в создании визуальных расписаний, таблиц, разделению помещений на функциональные зоны и т.п. Отличная техника, появившаяся благодаря программе TEACCH: справа-налево. Суть ее в том, чтобы расположить задания, которые надо сделать слева от себя и по мере готовности перекладывать направо: так человек видит сколько работы предстоит сделать, лучше фокусирует внимание на задаче.
Сенсорная интеграция – занятия в насыщенной сенсорной среде, со множеством возможностей движения для преодоления дефицитов в системах чувствительности.
PECS (PictureExchangeCommunicationSystem) система дополнительной или альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками.
- Чем еще в психологии интересуешься?
Мне интересны исследования внимания и памяти, вопрос понимания и научения скрытым социальным законам, диагностика имеющихся навыков.
- Какие планы на будущее в профессиональном плане?
В этом году мне предстоит закончить дистанционное обучение поведенческому анализу, начать самом составлять программы обучения, освоить мощную методику для диагностики уровня сформированности навыков, дальше продолжу обучение, хочу пройти стажировку в другой стране.
- Как обстоит работа с аутистами на Западе?
Многие усилия направлены на более раннюю диагностику аутизма. В общем можно сказать, что осознается экономическая выгода от затрат на обучение ребенка в раннем возрасте, чем от содержания инвалида всю его жизнь. Можно научить любого человека навыкам, необходимым для достойной самостоятельной жизни. Даже в Америке от штата к штату ситуация различная: где-то страховка покрывает минимум 40 часов в месяц интенсивной терапии, основанной на поведенческом анализе, где-то меньше. Говорят, что во Франции практически невозможно получать качественную терапию аутизма, и что там используют психоаналитический подход.
Другое направление работы это создание условий для самостоятельного проживания аутичного человека, в группах или по одиночке.
- Что посоветуешь почитать по твоей теме работы?
Книг на русском языке очень немного:
Шрамм Роберт Детский аутизм и АВА: Екатеринбург, 2013
Бейкер, Брайтман Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам – Изд-во Теревинф
Морис, Грин, Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов
Ловаас И. Книга Я
- Как и где научиться работе с аутистами?
Я могу говорить только про обучение поведенческому анализу. Сейчас существует один очный курс обучения: http://www.aba-kurs.com/ochnye-kursy.html, по окончании выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации, плюс американский диплом. Отальные курсы дистанционные:
сайт регулятора в сфере поведенческого анализа:
- Что такое аутизм вкратце?
Аутизм это общее нарушение развития, влияющее в первую очередь на недостаточное развитие коммуникации, социального взаимодействия. Аутизм часто сопровождает другие нарушения, такие как умственная отсталость, ДЦП. Диагноз сейчас ставится по результатам наблюдения за поведением ребенка, интервью с родителями, таким образом аутизм определяется через свои проявления. Если вести работу над дефицитами ребенка с опорой на существующие интересы и возможности, можно ожидать смягчения симптомов нарушения и даже их полного исчезновения. Вообще, советую читателям прочитать статью замечательного врача-психиатра Е.Осина, в которой он представляет анализ существующего положения вещей этой сфере: http://outfund.ru/elisej-osin-rossii-nuzhna-alternativnaya-sistema-diagnostiki-autizma/
- Как с тобой можно связаться?
Алексей Еськов
alexy-eskov@yandex.ru
- Спасибо за интервью и побольше тебе профессиональных успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий