09.04.2012

Моя работа. Часть 4. Документация психолога

Сегодня я расскажу про документацию психолога.



Так исторически сложилось, что у психолога нет как таковой документации и на этом пост можно заканчивать. Так произошло потому что:

- в нашей стране нет нормативных актов о работе психологов (исключение составляет разве что образование, где есть масса нормативных документов и разнообразные силовые ведомства типа таможни, МЧС). В принципе в Москве есть закон о психологической работе, разработанный в Московской службе психологической помощи, но он, как мне кажется, был создан для галочки. В остальном все опирается на адекватность должностных инструкций в том месте, где вы работаете.

- нет единого паспорта психолога, или иного документа, заставляющего вас работать именно в определенных методиках. Тут все опирается на книги, например, работая в соц. защите, покупаете книгу некоего психолога, специалиста в вашей области и ориентируетесь и ссылаетесь на нее.

- прейдя на любую психологическую должность (опять-таки за исключением вышеперечисленных организаций) вам придется, скорее всего, с нуля писать всю будущую работу. Как правило, после увольнения психолог забираете все наработки с собой, не потому что боится, что их своруют, но скорее понимает, что передать опыт - дело длительное и трудное.

- совершенно разнообразное понимание вопроса результата работы психолога. В некоторых местах психологи отчитываются за первичные приемы, а где-то и за достижение запроса клиента. А если речь идет про детей или семей все становится еще сложнее.

Тем не менее, я приведу краткий список документов, которые мне кажутся обязательными или желательными. Но помните, что вопрос состоит не в том, чтобы вести как можно больше бумаг, а найти некий подходящий именно вам вариант (золотую середину). Документацию я разбил по категориям. Начнем с самого вкусненького:

Консультативная работа (очная):

1) Заявление о консультации на ваше имя или директора - спорный пункт, и я им не пользуюсь. Тем не менее, начинающим психологам он может помочь, т. к. если в будущем с клиентом будут трудности, можно всегда "поднять" заявление. Его легче сделать на компьютере и давать людям вписывать свои данные и ставить подпись. Кстати никогда не забывайте что консультации психолога, всегда, проводятся на заявительной основе, т. е. принудительно общаться с психологом нельзя. Также в заявлении не стоит писать запрос, а вместо него можно просто в пункте - причина обращения - написать категорию (например, человек в трудной жизненной ситуации).

В случае работы со сложными клиентами (депрессии, суициды и т. д.) не забудьте взять телефон ближайших родственников или организаций опекающих клиента.

2) Первичный опросник - самые важные и необходимые вопросы, которые связаны с деятельностью вашей организации. Например, в образовании важным будет успеваемость ребенка, а в соц. защите категория обратившегося. Вообще вместо того чтобы вспоминать что же я там еще не спросил, просто сделайте опросник, который вы будете проводить на первой консультации. В него можно также включить опросник на депрессию или что-то в этом роде.

3) Журнал консультаций - тут все просто. Я веду журнал по 2м отделениям, в которых я консультирую. В других отделениях я не веду журнал по причине того, что мне лень. В журнале в структурированной форме показаны все консультации за отчетный период, с информацией о клиенте, причинах обращения и формах работы. Так как я не беру заявлений, я просто прошу на первой консультации поставить автограф клиента мне в журнал. Это удобнее.

Кстати, как и заявление, и журнал так и опросник, стоит хранить в доступном для ваших коллег или начальстве месте, чтобы на основании этих бумаг они могли бы составить отчет во время вашего отсутствия. Эти 3 пункта относятся к элементарной "отчетной" документации психолога. Следующие пункты относятся напрямую к вам, как специалисту. 

Также не забывайте, что сейчас есть закон о неразглашении личных данных. С которым вас должны ознакомить при приеме на работу. И если вследствие того, что вы храните записи с консультаций у себя на столе в раскрытом виде, кто-то использует полученные данные, то претензии будут к вам. Вследствие чего помните – вы работаете с людьми, которые разглашают данные вам, а вы можете разглашать полученные данные исключительно коллегам на супервизии по своей воле и суду (если вас прижмут). Больше никто и нигде не должен знать, кто и зачем к вам ходит. Желательно спрашивать клиентов о том, будут ли они За, если вы расскажите их случай на супервизии в целях улучшения работы. Если не помните, когда может быть нарушен принцип конфиденциальности, прочитайте про это в учебниках.

4) Ваши записи с консультаций. Раньше я их вел в виде 2х столбцов - вербальное и невербальное. Сейчас я просто записываю важные моменты. И если на первых консультациях я много пишу, то начиная где-то с четвертой, я больше работаю, чем записываю. В записях желательно указывать каждый раз: запрос, время начала консультации, дату, состояния человека на момент прихода и ухода. Все остальное, что вы пишите по большей части связано с направлением, в котором вы работаете. Также не забывайте про домашние задания.

Все записи с консультаций стоит хранить в сейфе! У психолога должен быть сейф!

Обратите внимание на то, что если с вами что-то случится (смерть, потеря дееспособности, увольнение) все ваши записи должны быть переданы вашему коллеге психологу. В связи, с чем стоит написать заявление, в котором указывалось, куда стоит передать ваши записи на случай вашей смерти или болезни. Это можно отнести к категории - романтика в психологии.

Кстати аудиозаписи я веду постоянно. Именно эти записи являются наилучшей гарантией вашего душевного спокойствия и на их основе лучше всего делать анализ вашей работы. И кстати именно их стоит передавать в первую очередь коллегам в случае вашей смерти.

5) Данные по методикам - их стоит хранить в записях по консультациям или уничтожать, сделав пометки с качественным анализом. Также не забывайте указывать какими именно методиками (имя автора, год публикации и фамилии переводчиков) вы пользовались. Стоит, например, вспомнить о том, что вариантов Люшера в нашей стране гуляет около 10 - 15 штук, и они разительно отличаются.

Не забывайте, что рисунки тоже относятся к результатам по методикам.

6) В результате вашей успешной работы клиент может вас поблагодарить. Если вы не хотите брать деньги, конфеты или бутылки, просто попросите написать его благодарность на отдельном листе на ваше имя или директора. И вот эту бумагу показывайте всем!

Продолжение

Читайте все посты по моей работе:
- КДНиЗП (Часть 1)
- Работа психолога и КДНиЗП (Часть 2)
- Работа на территории клиента (Часть 3)
- Документация психолога (Часть 4)
- Еще немного о документации психолога (Часть 5)
- Кабинет психолога (Часть 6)
- Расслабляемся в кабинете психолога (Часть 7)
- Мой новый кабинет психолога (часть 8)

Комментариев нет:

Отправить комментарий