10.09.2012

Закон Паркинсона применительно к психологам

Данный пост носит отчасти юмористический характер. Приводимые законы, не являются законами в научном смысле слова. И если вы не любите читать посты ни о чем, не читайте дальше.
В статье приводится мнение автора, и вы можете быть с ним не согласны.

Так случилось, что многие мои коллеги, да и я сам работаем в муниципальных организациях. Где приходится терпеть массу бюрократии, коррупции, самодурства чиновников. Однако мы сами, психологи, грешим этим же.

Был такой английский журналист и историк Сирил Паркинсон. Свою жизнь он посвятил множеству самых разных дел, но в определенный момент изучил архивы бюрократических служб британского ВМФ. После чего издав ряд сатирических статей, публикует книгу "Закон Паркинсона".




Книга Паркинсона освещает деятельность и мировозрение работников государственных структур, которые только и делают, что множат бумаги. Автор сумел найти ряд закономерностей и вывести законы, которые с одной стороны сатиричны, а с другой применимы к жизни.

Давайте попробуем соотнести законы Паркинсона с профессиональным сообществом психологов, и посмотрим к чему это приведет.

1) Первый закон Паркинсона - работа заполняет время, отпущенное на нее.

С этим в психологии нельзя не согласиться. Ведь когда-то давно, то ли, проведя исследования, то ли просто назвав эту цифру, отцы-основатели сказали: консультации от 45 минут до 1 часа и не более. И мы до сих пор делаем все именно так. И автоматически заполняем оставшееся время новыми методиками, поднимаем старые темы, молчим и сопереживаем клиенту.

Мы умеем правильно донести до клиента рамки нашего взаимодействия. Мы говорим: - Наши встречи будут длиться 50 минут. И когда время подходит к концу, а клиент требует большего, мы говорим: - А это обсудим в следующий раз.

И если есть авторы-новаторы, то те из нас, кто работает в гос. секторе с массой нормативных актов, доисторических наработок и просто следует всем рекомендациям, свято верят в то, что именно этот временной промежуток наиболее идеально подходит к формату нашей с вами работы.

2) Расходы растут с доходами.

Тут опять-таки все просто. Ведь чем больше заработает наш брат психолог, тем лучшее образование он сможет себе позволить и тем больше он за него платит. Получил вышку, заработал, получил вторую вышку, заработал, получил кандидатскую, заработал, получил специализацию по психотерапии, заработал, получил другую специализацию по психотерапии на Западе, заработал и т. д.

Конца краю нет.

3) Рост приводит к усложненности, а усложненность - конец пути.

И снова в точку. Ведь на сегодняшний день в психологии есть специалист любого профиля. У вас проблемы в семье, посетите специалиста, имеющего специализацию по семейным конфликтам; у вас проблемы с инопланетными подслушивающими жучками, посети специалиста-психолога-уфолога, у вас трудности восприятия цветового спектра от 440 герц - посетите доктора-реабилитолога-нейропсихолога со специализацией в диапазоне от 400 до 500 герц и т. д.

И если на определенном уровне, деление на особые специализации работает хорошо, то с повышением дифференциации начинают происходить проблемы. А суть проблем в том, что специалисты узкоспециализированны и не видят общей картины.

4) Численность персонала возрастает, независимо от того, становится работы больше, меньше или ее нет совсем.

Психологов точно становится больше независимо от количества работы. Например, можете взять какую-нибудь организацию, размещающуюся в нескольких округах Москвы, чтобы в своем штате она имела психологов. Затем посмотрим, сколько психологов работает в одном округе и в другом. В большинстве случаев количество будет разным. И это не всегда связано с численностью населения в округе, интенсивностью обращения клиентов или иными факторами, которые могли бы объяснить разницу в количестве психологов.

Кстати дополняя первый закон. Если, например организации предстоит сделать 100 психологических методик, то в одном округе это спокойно сделает 1 специалист (т. к. он там один и работает), а в другом округе 20 специалистов-психологов достигнут того же самого результата. Это грубое сравнение, но суть ясна.

5) Отсрочка - самая надежная форма отказа.

Так случилось, что психологи отказывают достаточно редко. И честно говоря, я так и не нашел чего-либо в чем мы связаны с отказами, наверное это не про нас. Или у меня просто кончилось воображение.

6) Успешные исследования стимулируют повышение финансирования, приводящее к полной невозможности дальнейших исследований.

Этот пункт снова про нас. Ведь сколько научных школ, направлений психотерапии и инновационных методик погибли после того как были разработаны до практически идеала.

Стоит вспомнить, например, семейные расстановки Хеллингера. Хотя автор до сих пор занимается своим методом, развивает его и в высь и в ширь, широко применяется далеко не последняя версия, а именно та, что наиболее близка к золотой середине - соотношению эффективности и широты применения. Вообщем Хеллингер хотя и не остановился на ранних редакциях своего метода, но со временем не смог устоять он фактически сознательного усложнения вроде бы уже используемой методики.

7) Предполагаемые важность и сложность задачи возрастают прямо пропорционально выделенному на ее решение времени.

В психологии этого достаточно. Порой примерно одни и те же трудности решаются в рамках глубинной многогодичной психотерапевтической работы, а порой они же преодолеваются за 1-2 часа тренинга интенсива. В определенной степени каждый психолог ориентирован на увеличение или уменьшение времени работы с клиентом.

8) Любой работник начинает терять хватку за пять лет до достижения пенсионного возраста, чему бы этот возраст ни равнялся.

Тут без комментариев. Смотрите сами)

Комментариев нет:

Отправить комментарий