22.02.2012

Играем сумасшедшего или провокативная терапия в действии. Часть 1

"If you think I'm crazy, you should meet Frank!"
Р. Бендлер, один из авторов НЛП


Так что такое провокативная терапия?

Впервые я узнал про эту модальность работы, где то около года назад. В то время я практически не работал с клиентами и, пользуясь, возможность вынужденного отдыха, максимально читал. Тогда-то я и натолкнулся на автора провокативной терапии - Френка Фаррелли.


Знакомство с П.Т. началось с просмотра видеозаписей сессий Фаррелли. И эти записи просто вынесли мне мозг. Поначалу все казалось очень привычно - милый, спокойный дедушка выслушивает приглушенные невнятные жалобы клиентки, поддакивает, угукает. Но после того как Фаррелли открывает рот и выдает свою первую фразу становится сразу не по себе.

В статье Джепа Голландера с сайта по провокативной терапии (The Farrelly Factors) приводятся типичные для Фаррелли реплики:

- Купи себе инвалидную электроколяску. Поставь динамики помощнее. Будешь кричать: «Эй, уступите дорогу. Едет победитель конкурса «Инвалид года»!

- Ты говоришь, что бессонница? Да действительно… Твои глаза… Как две дырки от мочи на снегу…

- Да всё не так! Эти менеджеры на самом деле оборзели! Нафиг они нужны, вообще, если бы их не было, бизнес шёл бы как по маслу!

Так кто такой Фаррелли?

Родился Фаррелли 26 августа 1931 года. Примерно с середины 50х годов стал работать в больнице с пациентами, среди которых были лица, страдающие от депрессии, шизофрении. В начале карьеры он столкнулся с тем же, с чем сталкивается практически любой психолог-консультант в начале своего пути - застенчивость и сверхконтроль при работе с клиентами. Со временем он активно стал применять клиентоцентрированный подход Карла Роджерса. Тем не менее, результативность этой модальности не устраивала Френка.

И полноценно намучившись с "постоянными" клиентами, он по крупице открыл свой уникальный подход. Про сам подход я расскажу в следующих постах. В заключении просто скажу о том, что Фаррелли до сих пор активно ведет обучающие семинары и занимается частной практикой. А метод провокативной терапии хотя и не стал сверх популярным и востребованным, тем не менее, оказал большое влияние на современную краткосрочную консультационную и терапевтическую работу.

Я же активно применяю провокативную терапию при работе в группах, и порой при индивидуальной работе. И мне нравятся результаты, которые я получаю.

Продолжение

Общий список статей по провокативной терапии в блоге:

Комментариев нет:

Отправить комментарий