11.03.2013

Интервью с христианским психологом

С конца прошлого года мне удалось пообщаться с рядом интересных людей, и взять у некоторых краткие интервью. Но, к сожалению, редактирование интервью для меня дело долгое, поэтому их я буду выкладывать очень медленно. Первое и самое, наверное, интересное в плане психологии интервью, мне удалось взять у христианского психолога.

Тут правда стоит отметить, что я сам не религиозный человек. И с трудом разбираюсь в этой теме. Однако в последнее время все чаще можно услышать о православных психологах в социальной работе, психологии образования и психотерапии. Я думаю для нас достаточно интересно пообщаться со специалистом, который занимается христианской психологией и в т. ч. христианской психологической помощью.

Отдельно отмечу, что интервью решили сделать предельно анонимным.

- Привет! Расскажи немного о себе.

- Мне 31 год. В христианской психологии с 2003года с момента моего посвящения Богу. Психологию изучала с подросткового возраста. Получила два высших образования, одно - по психологии. В практике для себя выбрала самым эффективным НЛП. Стала совмещать свои убеждения из христианства с методиками НЛП. Ценности НЛП почти не противоречат христианским, но надо иметь Духа Святого, чтоб отличать такие вещи. И вообще истина Божья рассыпана повсюду, это как жемчуг, нужно просто уметь видеть и слышать. Так что не принципиально, какой выбрать метод в психологии важно водительство Духом Святым и послушание Христу. У Бога мудрость многоразлична, т.е. наш Бог - Бог многообразия, Он не любит копирование чужого и подделки, в каждом из нас Он заключил свой собственный метод достижения успеха. Нужно искать, пробовать, снова пробовать, наслаждаться процессом и смотреть на результат через время. 


- Популярна ли христианская психология сейчас?

- В Москве я лично знаю многих христианских психологов, сейчас это направление бурно развивается, судя по многочисленным книгам, которые в большом количестве я вижу на прилавках магазинов. Эти книги несут, на мой взгляд, псевдохристианский характер.

- Расскажи чуть подробнее про эти книги.

- Большинство таких книг, 90 % я считаю, к Богу не имеют никакого отношения, там несовместимый симбиоз религиозных знаний и прописных истин с житейской психологией. Но Бог ведь не нуждается в симбиозах, Он сам по себе целостный, и либо ты несешь Бога людям через все, что тебя окружает, либо не выдавай за Бога живого, то, что есть, по сути, только лишь знания о Нем, а не Он сам. Вообщем, религия и сам Бог понятия несовместимые, на мой взгляд, а если туда еще примешивают психологические знания, то столько «умных» вещей будет только запутывать человека. Людям нужен живой Бог простой и любящий, а не христианская психология.

Просто этим хотела сказать, что религия и сам Бог живой очень отличаются. И не все те, кто пишут книги по христианской психологии, действительно знают живого Бога, чаще встречается, что знают о Нем, скажем так понаслышке, а не лично от Него самого. Короче, я говорю о настоящем общении (диалоге) с Богом. Можно писать хоть книжки про конструирование самолетов и при этом нести людям живого Бога в этих книгах, потому что все идеи тебе передает Бог при личном общении с Ним. У Бога другая реальность, нежели та, что у людей, которые знают, что Он есть. Чтобы отважится употребить слово Бог как в этих книгах нужно не просто знать, что Бог есть и иметь какие-то религиозные знания, нужно пребывать в Нем, жить в Его реальности, а Его реальность намного динамичнее человеческой. Те вещи, которые решит написать христианский психолог, могут быть уже совсем неактуальны для Бога, и Он не будет подписываться под такими книгами. И тогда они мертвые, они не несут созидания, обновление, любовь... Бог не вдохнул в них жизнь, Себя. Короче все, что хочу сказать, что внешне один и тот же поступок, будет выглядеть одинаковым, но содержание будет разным. Например, можно нервно поставить чашку на стол в раздражении, а можно тоже резко поставить чашку от того что ослабли руки от смеха и блаженного состояния. Так и с книгами суть не в том, о чем книга, а какую атмосферу, какое состояние она в себе несет. Если ты переполняешься любовью, когда ее читаешь и тебе приятно, то стоит читать, если этого нет, то какая бы умная книга не была не стоит ее читать, она не несет жизнь, не созидает, не обновляет...

- Расскажи, как попала на НЛП и какие первые ощущения от этого направления были?

- С НЛП меня познакомила Виктория Завадски. Мы какое-то время сотрудничали с ней по бизнесу в области бизнес-тренингов. Виктория лет 10-15 в НЛП, работала внутри крупной компании, но потом стала работать на себя и со спортсменами, также используя техники НЛП. Но меня не НЛП-тренинги зацепили, и даже не ее работа со спортсменами, а личная консультация. Я получила несколько другой взгляд на банальные вопросы в своей жизни о личных отношениях. Меня приятно, удивила конкретика и объективность информации, это не было мнением или интерпретацией психолога, это было вскрытие внутренних механизмов взаимодействия. Еще я повторюсь, что я увидела в НЛП целый арсенал инструментария, которым не можешь не захотеть научиться пользоваться. Это можно сравнить с ремонтным рабочим, который рад от того что нашел подходящие инструменты для выполнения работы.

- Есть ли отдельные методики в христианской психологии или это ближе к общей направленности терапии?

- Для меня нет там никаких отдельных методик, и их не может быть, если они и есть, то взяты из классических направлений психологии. Вот душепопечители, на это же учатся, получают высшее образование, возможно, туда входит курс психологии, но вряд ли дают практические навыки- техники и т.д., этому надо отдельно учиться.

- Самый противный вопрос: как относишься к нападкам психоанализа относительно религии?

- Я к религии себя не отношу, поэтому пусть нападают мне не жалко.

- В давние времена многие психические заболевания связывали с тем, что бес вселился. Признают ли в современном обществе религиозные люди психиатрию и как она связана с религией?

- А признает ли психиатрия экзарцизм? Вообще для нормального христианина изгнание беса, т.е. злого духа обычное дело. Почти все болезни у людей от этих духов, но сами люди дают им доступ, совершая те или иные поступки, а в христианах может быть еще больше бесов, чем в неверующих, вспомним инквизицию, крестовые походы и т. д.

- По возможности, расскажи, как работаешь с клиентами (как часто, какая динамика, применяешь ли тесты)?

- Сейчас я вообще увлеклась расстановками Хеллингера, всех своих клиентов приглашаю туда. Очень экологичная тема, вообще не противоречит христианству. У меня все время по одному - два человека в жизни на каждом жизненном этапе, но я им помогаю бесплатно, делаю это для Бога, а больше людей мне не потянуть. Тренинги проводить мне некомфортно, я очень устаю, как оказалось из опыта, я ж чистый интроверт, поэтому только индивидуально.

- Мне лично интересно: как относишься к экспериментальной психологии?

- Хорошо. Но сама тестами не занимаюсь, закончила, когда диплом защитила. Кто без этого не мыслит психологии, пожалуйста, занимайтесь. Я не ловлю от них кайф. Вообще, надо делать то, что нравиться и тогда во всем будет успех. Не то чтобы я менее ценю конкретность, точность, цифры и наглядность, но просто я этого достигаю другими способами и мерками. Если после общения со мной человек уходит в более ресурсном состоянии, а это значит больше радости, надежды, понимания своей ситуации, желания действовать, рассудительности, любви, снисхождения и т.д. , я остаюсь довольна времяпрепровождением с ним.

- Что знаешь про христианскую психологию на Западе?

- Почти все книги которые по христианской психологии я читала, были как раз западных авторов. Эти книги я покупала в специализированных магазинах христианской книги. У авторов обычно по два образования, но по книгам видно, что профилирующее пасторское или проповедническое, то есть христианское и книги эти обращены к христианам, а не к психологам. Среди них попадаются бестселлеры, читая их, ощущаешь присутствие божье. Бог явно вдохновляет в нужный момент готовое сердце… и автор становится надежным проводником Его слова, Его энергии, которая дает силы жить и любить… Бог хочет слияния человеческого и Его духовного. Он вочеловечился в Иисусе Христе однажды и если мы даем Ему место Он снова и снова будет находить гармонию и единение в тех вещах, которые человеческий разум соединить не может…

Есть, конечно, и в светских книжных магазинах другие книги, но мне не интересно их было читать, я не ощущала там Бога, просто отдельные знания о Боге и психологические приемы из разных направлений психологии. В них я не увидела той гармонии слияния...

Он сделал это, чтобы люди искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших поэтов говорили: "мы все Его род".

(Деян.17:27,28)

- Спасибо за интервью! И побольше профессиональных успехов!

Ну и пару мыслей от автора блога:

Я хотя сам не считаю христианскую психологию (если воспринимать ее как практическую или консультативную) отдельным направлением. Тем не менее, в большом количестве современных модальностей консультирования, именно христианская психология выделяется для меня как наиболее перспективная и интересная. И это связано как с особым (и возможно все более возрастающим) интересом общества к проблеме веры, так и с тем, что чистая консультативная психология отчасти исчерпала себя. Все-таки симбиоз двух видов профессиональной и духовной деятельности: психологии и веры, может привести к очень интересным результатам. Ну и самое главное, то, что я хотел уделить минимум одну статью вопросам психологии и веры. И по-моему мне удалось это сделать. Но сейчас, когда я дописываю этот комментарий, я понял, что на эту тему еще стоит много что написать).

P.S. Если мои вопросы вам кажутся местами глуповатыми, так и есть)

P.P.S. Отдельное спасибо интервьюируемому специалисту!

6 комментариев:

  1. Скажу так: лично мне вера в Бога дала надежду, а сомнения, размышления и т.д. создали кучу проблем, с которыми теперь приходится бороться.

    Интервьюируемая правильно сказала, что знания и Бог это две разные вещи. Умом понимаю, тянусь и т.д., а в душе пусто - вот такая лажа. Вообще, знания вещь жуткая - одни говорят одно, другие - другое, а третьи вообще... Даже в христианстве много течений... Да что там, в православии - каждый как хочет так и трактует.

    Думаю, что именно из-за этой путаница мыслящие люди никак не могут подступиться к Богу. А ведь вся фишка именно в том, что Бог не терпит плагиата. Хотя, принцип-то понятен... В общем, не знаю. Каждый имеет право выбора, а выбор надо уважать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я редко стараюсь давать всякие там рекомендации, но вам КОнстантин стоит почитать философов писавших про религиозный плюрализм))) Типа Джона Хика, у него эти вопросы разбираются достаточно последовательно.

      Удалить
    2. Станислав, если вы читали мой блог, то могли заметить, что каждый вопрос я рассматривал со всех сторон... в общем, лично мне этот плюрализм ничего не дал, а точнее с ним я подошел достаточно близко к последней черте... так что я хоть и уважаю чужую точку зрения, но останусь при своём. Вера в Бога дала мне надежду, удержала и я постараюсь держаться за неё сколько смогу... Как-то так...

      Удалить
  2. Я согласна с христианским психологом) Думаю что заниматься психологией, не зная Бога- все равно что слепой говорит о свете)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что то в этом есть)
      Однако же, ни в одной стране мира психологическое образование не связано с религией. Но если говорить о психологической помощи, то там дела обстоят чуть иначе, о чем собственно в интервью и говорили.
      Спасибо за мнение

      Удалить
  3. А мне кажется психологу нужно учиться работать со священником. У настоящего священника есть прямые отношения с Богом и советы он даёт напрямую, опираясь на Библию и предания святых отцов. Помочь клиенту он может через молитвенное обращение к Силе Божьей, но не своей. У психолога другие методы и подходы, свои инструменты. Они могли бы друг друга дополнять. Хороший христианский психолог безусловно должен быть верующим человеком. Основная разница - психолог в центр ставит человека, помогая последнему осознать и усилить свои ресурсы и самому решить проблему. Священник в центре всегда держит Бога. Его инструменты, молитва, покаяние, смирение, вера и другие благостные вещи, которые должны перекрыть грехи и страсти человеческие. Избавляясь от грехов как от болезни, человек духовно возрастает. Парадокс в том, что проблемы и искушения при этом не исчезают, а становятся ещё тоньше и острее. Но как говориться Бог даёт испытания человеку по силам его.

    ОтветитьУдалить