05.03.2012

Моя работа. Часть 2. Работа психолога с семьями, состоящими на учете КДНиЗП

А сегодня я расскажу про организацию деятельности психолога, работающего с семьями, состоящими на учете КДНиЗП.



Работа с КДН занимает около 25 процентов моего рабочего времени. Это не единственное направление моей деятельности, но, в определенной степени, самое родное.

Что представляет из себя КДНиЗП на сегодняшний день?

В комиссиях состоят специалисты организаций департамента социальной защиты, семейной и молодежной политики, образования, здравоохранения, МВД, муниципалитета, ОПОПов и т. д. Но сама комиссия в Москве собирается, как правило, при муниципалитетах районов. По сути это отдел муниципалитета, основная деятельность которого направлена на координацию деятельность всех органов, занимающихся воспитанием детей, и на организацию заседаний комиссии. В комиссии есть секретарь, председатель и члены (спасибо, кэп). Кстати почитайте книгу «Законы Паркинсона», особенно часть про работу комиссий. Там фактически описана бюрократическая сторона КДНиЗП.

Помимо КДНа в муниципалитете любого района Москвы есть отдел опеки, который тоже присутствует на заседаниях КДНа. Тем не менее, его деятельность в основном направлена на реализацию процесса лишения прав и сопровождения (в основном юридического и социального) семей, имеющих на опеке несовершеннолетних. Там я психологов не встречал.

Возвращаясь к нашей теме, стоит упомянуть, что в идеале в комиссии по делам несовершеннолетних, должны состоять представители всех организаций, ведомств и департаментов с которыми связана судьба несовершеннолетнего и его семьи. То есть в идеале не хватает еще, как правило, представителей миграционной службы и хотя бы медсестры из ближайшей поликлиники.

Да, кстати, есть члены комиссии, а есть приглашенные участники, например представители школы, в которые обучается разбираемый несовершеннолетний.

Как выглядят сами заседания?

Примерно 2 раза в месяц проходят заседания. Комиссия может собираться на базе какой-либо организации, библиотеки, муниципалитета. Для собрания необходимо помещение, готовое вместить около 20 человек.

После того, как все соберутся (обычно часа в 3 дня), секретарь выскакивает за дверь, смотрит, кто пришел из приглашенных семей. Семьям же заранее высылаются повестки.

И приглашается семья, или несовершеннолетний, в общем, тот, кто пришел.

Случай разбирают, выслушивают ребенка, выступления участников по этому вопросу и члены комиссии задают вопросы.

Затем выносится штраф по статье 5.35 семейного кодекса РФ (большинство правонарушений связаны именно с этой статьей). Эта статья связана с вопросом об ответственности за неисполнение родительских обязанностей, про нее я расскажу как-нибудь отдельно. По данной статье на семью может быть наложен штраф от 300 до 500 руб. Не дорого, скажите вы, тем не менее, в случае неуплаты штрафа, с недавнего времени могут быть привлечены приставы. Порой обходится без штрафов, но ведь в процессе наложения штрафа, есть что-то приятное, не так ли?

Самые распространенные случаи:

- распитие несовершеннолетним спиртных напитков;
- драка в школе;
- участие в митинге (за Болотную дела разбирали около года);
- отказ на возбуждение уголовного дела, в том случае если ребенок не достиг возраста уголовной ответственности;
- прогулял суммарно over 9000 дней в школе;
- гулял по улице без регистрации (в случае отсутствия российского гражданства);
- в семью вышли представители КДНа, застав родителей в состоянии распития n-ной бутылки алкоголя, при детях;
- сбежал из дома на 2 месяца;
- рисовал граффити;
- залез на территорию секретного военного предприятия целях погулять (а порой и собрать товары для продажи).

Например, всеми известная ховринка (заброшенная больница), известна, тем, что там очень любят ловить, будущих учетников КДНа.

Может создаться впечатление, что любая семья и любой ребенок может попасть на учет. В принципе, да. Но основная проблема это постоянные клиенты. А их много.

И что тут может сделать психолог?

На заседаниях психолог, по сути, может:
- эффективно построить обсуждение случая на заседании. Родители "трудных" детей, сами достаточно конфликтные люди. На заседаниях бывают и потасовки и разговоры на повышенных тонах и угрозы личного характера;
- разобравшись в ситуации, направить семью или ребенка в соответствующие организации;
- предложить скоординировать работу ряда учреждений в направлении преодоления трудной жизненной ситуации;
- взять случай под свое крыло;
- вести наблюдения и записи за поведением членов семьи.

После заседаний психолог может:
- связаться с семьей и построить с ней ту или иную консультационную работу;
- участвовать при посещениях семьи с актом обследования жилищно-бытовых условий (т. е. увидеть семью в их ежедневной обстановке);
- подготовить материалы, направленные на ограничение родительских прав или снятие учета, основанные на результатах своей работы или динамике изменений, наблюдавшихся при посещении квартиры. Хотя тут вопрос сложный, т. к. психолог имеет на данный момент крайне малую юридическую значимость.
Вкратце это все.

Обратите внимание, что здесь не идет речь о каких-либо заключениях. Если Вы столкнетесь с этим, то подумайте 10 раз прежде чем его писать.

Как работаю я:
На заседаниях, как правило, я редко что-то говорю. Обязательно включаюсь, когда надо успокоить разбушевавшегося родителя или плачущего ребенка. В основном я работаю с родителями. Члены комиссии, в какой-то момент говорят: а вам, мамочка стоит посетить психолога. В этот момент я даю родителю свои контакты.

Детей чаще всего берет на себя центр социальной помощи семье и детям, т. к. у них есть отделение дневного пребывания для детей (у нас теперь тоже есть, но 2 дня в неделю, про это отдельно). Правда старшие подростки, остаются по мою душу, и я отдаю их социальному педагогу. А так как практически вся работа социального педагога проходит с моим частичным присутствием, я могу понять, кому из детей стоит отдельно посещать меня. Но детишки, состоящие на учете, не очень склонны систематически ходить к психологу и приходится идти на разные уловки.

Также я сам хожу с актами о жилищно-бытовых условиях. Квартиры посещаю совместно с ОПОП, детьми улиц или просто беру в охапку своего коллегу социального педагога. Посещая квартиры, я могу оперативно выяснить ситуацию, дать рекомендации, отдельно поговорить с родителями (если они в состоянии) и детьми.

Каждую неделю я стараюсь обзванивать те семьи, которые есть у меня на учете, но не ходят ко мне по причинам:
- запоя;
- необходимости посещения психолога в приюте для восстановления в родительских правах;
- невозможности очного общения со мной (например, многодетные матери).

Есть семьи, в которых я просто созваниваюсь с бабушками, дедушками или опекунами просто общаясь на тему их самочувствия. Например, есть одна семья, где мама постоянно пропадает из дома, ребенок постепенно отбивается от рук, а бабушка тратит все свое время, приглядывая за ним. И мы с ней иногда разговариваем по телефону.

Групповой работы с учетниками я не веду. У меня есть группа для родителей, но я не беру туда, состоящих на учете. Несовершеннолетних учетников, я тоже крайне внимательно пускаю в группы социального педагога. Тем не менее, я ищу подходящую форму групповой работы с семьями, состоящими на учете КДНиЗП в рамках Москвы.

Индивидуальная работа с семьями, состоящими на учете КДНиЗП, ведется более чем активно. И тут в основном стоит применять (по моему мнению) поведенческие техники и вести сессии директивно. Основная тема - обида на весь мир, жалобы на родителей, власть, судьбу и полная инфантильность.

Сложности при работе с КДН:

- как правило, результата нет вообще никакого. Поэтому даже маленькие успехи стоит воспринимать, как прогресс вселенской значимости. Если ребенок полгода, убегавший из дома, наконец, пришел на одну ночь домой, а потом снова убежал - это большой успех. Ну в смысле успех то, что он пришел);

- очень часто присутствует низкий профессиональный уровень и отсутствие какой-либо мотивации на работу со стороны некоторых специалистов. Например, я раз в месяц выслушиваю от знакомого полицейского монологи о том, что их всех (учетников) нужно в резервации запереть. Короче есть процент специалистов, которые считают что все бесполезно;

- частые неприятные ситуации, начиная от того, что войдя в квартиру, вы встретитесь с взрослым ухажером ребенка, который захочет поговорить с вами в индивидуальном порядке, заканчивая определенной возможностью заболеть практически любой гадостью;

- отсутствие какого-либо понимания деятельности психолога;

- отсутствие какой-либо мотивации на преодоление проблем;

- общественное недоверие ювенальной юстиции, которая, по-моему, имеет мало отношения к вышеописанному;

Комментариев нет:

Отправить комментарий