27.02.2012

Играем сумасшедшего или провокативная терапия в действии. Часть 3

Что хорошего в эгоистах? Они не обсуждают других людей.
Дж. Карлин, американский комик


Сегодня же мы разберем основы провокативной терапии.


Но сначала напомню, что одной из основных предпосылок провокативной терапии, является идея о том, что клиент сам отвечает за свое поведение (в большинстве случаев независимо от его состояния). У Фаррелли также есть другой вариант этой предпосылки - люди испытывают трудности, потому что сами захотели этого.

Второй важной стартовой позицией является то, что "неизлечимого" клиента может порой вылечить и студент первокурсник. Практики часто клеят разнообразные ярлыки на клиентов забывая, что у любого из них есть масса социальных, материальных, психических и иных возможностей вылечиться.

Я привожу эти предпосылки примерно потому же, почему НЛПшники рассказывают всем про свои пресуппозиции. Без изначальных идей, метод просто не будет работать.

В этом посте большая часть информации будет из разряда предпосылок.

Сначала приведу 5 целей терапии, как их видит Френк Фаррелли:

1. Утвердить себя как вербально, так и поведенчески.
2. Доказать свою дееспособность как при выполнении заданий, так и в общении.
З. Защитить себя в реальном смысле.
4. Войти в психосоциальную реальность, оценить ее и научиться адекватно реагировать. Глобальное восприятие ведет к глобальным стереотипным реакциям, дифференцированное - к адекватному реагированию.
5. Войти при личных взаимоотношениях в рискованные ситуации, когда клиент проявляет чувство привязанности и уязвимости по отношению к другим. Самыми трудными словами для него становятся: "Ты мне нужен, я скучаю по тебе, я волнуюсь за тебя", которые как бы раскрывают его, вручают другим, налагают на него обязательства.

И теперь к сути. Если в большинстве направлений психотерапии, практики скорее работают с внутренним ребенком, то в провокативной терапии работа ведется с внутренним взрослым. Хотя детство важно для клиентов и влияет на личность, поведение, систему ценностей. Тем не менее, взрослая жизнь важна не в меньшей степени. Повзрослев, мы имеем больше мужества, сил и ресурсов для преодоления трудностей, чем в детстве. Если смотреть на провокативные и конфронтационные методики провокативной терапии с точки зрения применения их к внутреннему ребенку, они выглядят дико. Если же вы попробуете представить, что применяете их к взрослому, все становится проще. Опыт и "навык" взрослой жизни важен также как и детство.

Прочитайте следующую цитату из книги по провокативной терапии 2 раза. Первый раз, представляя, что вы работаете с внутренним ребенком. А второй раз относительно взрослого человека. Почувствуйте разницу.

"Выражение терапевтической ненависти и веселого садизма по отношению к клиенту заметно идет ему на пользу"

Важным моментом относительно "детского" вопроса в провокативной терапии является ситуация наказания. В рамках данной модальности, наказание является нормой в общении с клиентом. И относительно жизни можно заметить, что в воспитании и обучении важными составляющими является, как и любовь, так и наказание. Нельзя заниматься чем-то одним. Но оперируя этими двумя состояниями, вы сможете добиться успеха.

Рассмотрим клиентский случай Фаррелли:

"За лечением обратилась большая семья. Дом всегда представлял собой полный хаос, а образованная мать то сердилась, то чувствовала себя виноватой и уже была на грани нервного срыва. Ее спросили, как она на конкретном примере представляет помощь детей по дому. Она решила, что ей было бы легче, если бы дети убирали за собой свои вещи.

Терапевт: Я научу вас, как быть веселым садистом.

Мать: Как это?

Терапевт: Как причинить боль, наказать их и не расстроиться при этом.

В присутствии всех детей, с долей юмора и довольно убедительно терапевт учил мать не давать им пищи до тех пор, пока одежда не будет убрана: "Кто не работает - тот не ест!" Потребовалось всего пять раз отказать детям в еде в течение двух дней, чтобы каждый из них тщательно следил за своими вещами."

И еще один:

"Восемнадцатилетний неграмотный юнец постоянно на всех нападал, тыкал в людей карандашами, бросил однажды телевизор в беременную женщину. На первом сеансе провокативной терапии: "Я вышибу тебе зубы и засуну их тебе в глотку!"

Терапевт (спокойно глядя на пациента): Да? И что, ты думаешь, я буду делать, пока ты будешь вышибать мои зубы и засовывать их мне в глотку?

Пациент (мрачно): Укусишь меня за ногу.

Терапевт (кивая и улыбаясь): Ты правильно меня понял, сукин ты сын!"

То есть, клиентам не всегда нужна наша безоценочность, наша поддержка и возможность выплакать все слезы.

При описании терапевта Фаррелли часто использует метафору "помощник дьявола". У клиентов имеется амбивалентное отношение к себе, и терапевт просто встает на темную сторону силы. Он предлагает клиенту поддаться греху по полной программе. Продолжать так жить, но при этом делать это более систематизированно, более вызывающе и почаще. Такое поведение провоцирует клиента включать свою рациональную и хорошую (и более ресурсную) часть. Он злится на терапевта и ищет доказательства применения своих возможностей к исправлению. Терапевт в провокативной терапии по сути не приводит клиента к ответу, это делает сам клиент.

Также в провокативной терапии мы можем говорить о том, к чему приведет старое неадаптивное поведение. И эта "прекрасная" картина, как правило, не нравится клиенту. Он сопротивляется ей. Короче, усиливая грехопадение на уровне фантазировании, терапевт работает с верой клиента в себя самого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий