15.07.2015

Читаем православных психологов: почему Фрейд, гештальт и НЛП не вылечат душу?

Отмечу к слову, что православная психология все-таки не является модальностью
и ее использование в практике  достаточно спорно.
Однако я знаю парочку специалистов, которые показывают очень не плохие результаты в этом русле.

Давно в блоге не выкладывал ничего душевного. Но тут в руки мне попался выпуск журнала "Нескучный сад" за 2004 год. Это издание освящает православные темы, а также вопросы милосердия, служения, духовного роста. Данный номер интересен тем, что в нем есть целых 5 статей про практическую психологию и психотерапию. В этом посте я расскажу только про две из них. Остальные на следующей неделе.



Давайте вкратце пробежимся по основным цитатам, выдранным из контекста (однако в конце поста я выложу фото всех разбираемых материалов) и постараемся как-то оценить их. Соответственно курсивом будут сами цитаты, а мои скромные комментарии обычным шрифтом.

Первая материал называется - "Православный психолог и его клиенты" и в нем приводится интервью с Мошковой И.Н. - руководителем службы православный психолог существующей уже 8 лет (на момент 2004 года). Эта служба действовала на базе центра социального обслуживания, а в аналогичной организации работаю и я (однако, насколько мне известно, религиозность никогда не была критерием отбора специалистов на нашу ставку).

- "Задача психолога - помочь человеку выполнить работу по упорядочиванию своей жизни." - Хорошее начало статьи о деятельности православных психологов. Правда, здесь стоит явный акцент не на аналитической работе, а скорее на поведенческих и когнитивных техниках. Ну это вообщем то ясно, так как Фрейд никогда не был уважаем верующими.

- "А психолог должен уметь по рассказу произвести анализ, построить правильное обобщение. Далеко не каждый человек, не каждый приятель на это способен." - радует, что коллеги из православной модальности так же свято верят, как и мы, что кухонный анализ является не самой эффективной формой помощи. Заметьте, что, несмотря на духовность интервьюируемого, пока что ничего сверх радикального не проявляется. Обычный спич, обычного психолога-практика.

- "Но есть немаловажный фактор: психолог нужен православный." - и вот после такого нейтрального начала статьи, мы, наконец, находим хоть какой-то укор в сторону обычных бесоватых психологов-консультантов.

- "Часто на прием к нам приходят люди, которые не только с друзьями-подругами беседовали, но и бывали на консультации у неверующих специалистов и получали подобные рекомендации. Человек успокаивался, начинал следовать этим советам, и его собственные поступки обрушивались на его совесть новой болью, совершенно нестерпимой. К чувству "я жертва", добавлялось еще ощущение, что "я виновник"." - обратите внимание на то, что уже в 2004м году наши верующие коллеги прекрасно знали деструктивное воздействие виктимблейминга. Даже сейчас далеко не все практики знают, что это такое.

- "Здесь обычно используется так называемое "ПЛЯП-высказывание": Правильно ли я понял, что..." - обалденная аббревиатура, действительно популярной техники. Запомните, что ПЛЯПать на приеме нужно почаще.

- "Собственно, смысл нашей работы с человеком в том, чтобы подготовить его к общению со священником." - очень важный пункт работы любого психолога. Жалко, что ни в одном учебном пособии или курсе лекций его никто не вспоминает.

- "Пока человек живет в ощущении "жертвы" и полагает, что он не виноват в том, что у него жизнь не сложилась, а кто-то другой (тут вероятно пропущено слово в статье - виноват), - дело не пойдет." - вот что поразительно, еще пару абзацев назад виктимблейминг порицался. Но конечно мы знаем, что православная психология немного не последовательная модальность, у всех впрочем, есть свои проблемы метода.

- "Психолог должен уметь пробиться к психологической правде человека." - ну тут без комментов.

- (о депрессии) "Это естественное следствие безбожия, которое в кризисных ситуациях порождает чувство безнадежности." - в этой цитате прикольно заменить слово "безбожие" на "тупость".

Следующий материал называется "Чем психологи лечат душу". Он интересен тем, что здесь разбираются некоторые общепринятые модальности терапии: психоанализ, гештальт, психодрама, НЛП.

О психоанализе

Автор статьи, критикуя психоанализ, высказывает - "Психоаналитики часто навязывают пациенту раннюю сексуальную травму. Ему говорят: "Вы просто забыли. Но по вашим высказываниям и снам я чувствую, что в десять месяцев вы стали свидетелями вот такой сцены..." Проверить-то нельзя!" - поразительно, когда люди верующие в ангелов, бога и пр. говорят о проверке гипотез. Но радует, что они находятся в общем тренде профанской критики психоанализа.

- "Копание в снах погружает человека в некую виртуальную реальность, часто очень искаженную." - вот опять как-то криво выходит. А что святой дух это реальность не искаженная?

О гештальттерапии

- "Вызывает сомнение и цель гештальттерапии - "завершить гештальт". Иногда это значит удовлетворить возникшую у человека потребность - физиологическую или психологическую. Но потребности эти бесконечны. Гештальттерапия не ориентирует человека на ограничение себя, воспитывает из него гедониста и потребителя, для которого главное - получение максимального наслаждения." - действительно, гештальтисты не очень любят бить себя плеткой по утрам ради воспитания внутреннего духа.

О психодраме

Честно говоря, по этой модальности я критику не понял совершенно. То ли она их устраивает, то ли я туплю. Посмотрите, кому не лень, в сканах текст. Может я пропустил что-то? Но по моему критики как таковой там нет, просто констатация основных техник.

О НЛП

- "Православные специалисты считают, что в основе НЛП лежит взгляд на человека как на самодостаточный высокоорганизованный механизм." - мне вот нравится этот взгляд. Если какая-либо модальность видела во мне тупого барана, это было бы как-то не фен-шуйно.

Продолжение следует…











Комментариев нет:

Отправить комментарий