14.01.2015

О книге Дэниела Гилберта "Спотыкаясь о счастье"

Сегодня расскажу про книгу профессора психологии Гарвардского университета Дэниела Гилберта "Спотыкаясь о счастье". На этот раз я не стану придираться к переводу названия, здесь все ок - Stumbling on Happiness. Сама книга о счастье, его измерении и связанных факторах.




Автор постулирует - определения счастья никто не знает и наука тут не поможет (Ваш Кэп). Но тут же Гилберт делает классный пассаж о том, что различия определений счастья сводится к проблеме семантики, а не философии или науки (что мне кажется крайне правдоподобным). И если это проблема семантики, то счастье это - "ну-вы-знаете-что-я-имею-в-виду" чувство.

При этом житейские определения счастья, как и некоторые научные, сильно завязаны на том, что наш мозг постоянно предсказывает вероятность будущих событий, строит картину следующего мига и в зависимости от отношения полученного и ожидаемого, мы имеем, то или иное счастье. При этом автор постулирует людскую склонность охотится за идеальным "Я-завтра". То есть, напрягаясь, работая, учась, мы надеемся, что завтра будем счастливее.

Но тут случается казус - мы добиваемся нового, но добившись, не всегда становимся счастливыми. Соответственно, хотя мозг и может классно предсказывать будущее, он иногда ошибается. Так вот в книге "Спотыкаясь о счастье" по большей части рассказывается, почему добившись ожидаемого, мы не обязательно станем счастливее.

Проблема заблуждений тут завязана на ряде иллюзий восприятия, ошибках мышления, контексте и текущем понимании счастья в вашей жизни. Автор кстати отмечает, что у животных подобных трудностей особо не наблюдается, так как они не очень умеют предсказывать события и формировать ожидания. А вот человек занимается этим каждый день. И на самом деле, даже читая эти строки, вы предполагаете (пусть и не всегда осознаете это) что будет дальше. В зависимости от вашего ожидания и конечных впечатлений о статье, будет сформирована ее оценка.

Или вот, например тревожность. Она появляется тогда, когда нарушаются процессы мышления, связанные с планированием и человек начинает видеть перед собой больше препятствий, чем ему предлагает среда, что в свое время снижает оценку счастья.

Д. Гилберт далее рассказывает две модели измерения счастья:

1) Сжатая шкала счастья

Сжатая шкала предполагает, что разные оценки счастья могут быть объяснены тем, что первый человек жил всю жизнь в селе и у него нет чего-либо с чем можно было бы сравнить впечатление. А вот второй только вчера вернулся с Канарских островов, где катался с блондинками на спорткаре и, естественно, впечатления от того же события будут меньше.

Следствие здесь то, что у первого человека шкала счастья сжата относительно второго. Если первый оценит впечатление на 100 баллов, то второй тоже самое только на 50, но 100 баллов первого человека равняется 50 баллам второго.

2) Усиленное переживание счастья

Теперь представим что шкалы счастья у разных людей на самом деле одинаковые, но при этом первый человек, говоря о счастье, имеет в виду что-то совсем иное, более грандиозное, чем второй. То есть, оценка одинакового события будет 100 баллов у первого и 50 баллов у второго. Но здесь 100 баллов первого не равняется 50 баллам второго. То есть первый сильнее оценивает событие, нежели второй, а сами шкалы одинаковые.

Далее Гилберт рассказывает массу эмпирических данных (которые я пропущу) и размышляет о счастье. Вот, например, по не очень ясным причинам, некоторые люди, вставшие перед фактом скорой смерти, потерявшие престижную должность, ставшие инвалидами утверждают, что они счастливы (что объясняется, в том числе тем, что мы склонны сравнивать себя с теми, кому хуже). И есть много критики данного явления в среде психотерапевтов. Вот например, у Ванги недавно была статья, что есть тип людей-выживальщиков, которые откладывают счастье "здесь и сейчас" на завтра. Но ведь эти выживальщики как раз ориентируются на далеко не лучшее развитие событий и в результате могут стать счастливыми людьми. Но мало кто включает голову, пытаясь понять, что ожидание не самого лучшего – успешная стратегия, которую просто надо уметь использовать. Гилберт пишет, что "большинство людей поживает чертовски хорошо, когда дела идут чертовски плохо". Если вернуться к нашим формулам счастья, то мы можем заметить, что счастье увеличивается не в ситуации, когда я хотел заработать миллион, а заработал только 900 тысяч, а когда я думал что умру завтра, а прожил еще один день. То есть, относительно выигрышной логикой, в плане достижения счастья, является - ожидай худшее развитие событий (с оговоркой, что не надо становиться предельной формой выживальщика). Но, по словам некоторых психотерапевтов, это пагубная установка. Вообщем черт его знает, но мне кажется, что терапевты ошибаются.

Кстати очень прикольная картинка, показывающая влияние контекста на восприятие.

Теперь немного отсебятины. С моей точки зрения, счастье, в книге Д. Гилберта, легко представить как процесс игры, когда выигрыш будет счастьем, а проигрыш несчастьем. При этом у нас есть некоторые входные параметры (мы умеем планировать и знаем некоторые вероятности) и мы можем играть по той или иной стратегии. В книге "Спотыкаясь о счастье" позитивно то, что постулируется некий процесс познания, т.е. я могу стать умнее, узнать больше о вероятностях (например, прочитав исследования или эту книгу) и с такими данными у меня будет больше шансов достичь выигрыша, предельный вариант которого в принципе недостижим. Достаточно простой и приятный взгляд на вещи, по-моему. При этом здесь не приводится каких-либо данных, владея которыми я стану счастливее, которые нельзя потрогать. Тут нет нирваны, гармонии или чего-то подобного, что еще больше запутает меня, как читателя, в достижении простого человеческого "ну-вы-знаете-что-я-имею-в-виду" чувства.

Счастье то вроде достижимо) И вроде как, исходя из книги, сильно завязано на ошибках мышления, знаниях о мире и простых формулах. Это, по-моему, радует.

На этом закончу рассказ про книгу Д. Гилберта и отмечу, что пост про нее дался мне нелегко. Книгу я бы посоветовал любителям когнитивной терапии, фанатам теории игр и ее практического применения, а также людям, кто просто хочет поразмышлять о "ну-вы-знаете-что-я-имею-в-виду".

Комментариев нет:

Отправить комментарий