12.01.2015

Интервью: что такое рекрутинг?

Вообщем в блоге давно не было интервью. В связи с тем, что писать про всякие там гештальты-психоанализы последнее время не тянет, хочется поговорить о смежных темах, вследствие чего вот вам рекрутинг.

Интервью вышло гигантским, так что читайте на свой страх и риск!






От себя толкну то, что рекрутинг, HR и работа с персоналом прошла мимо меня процентов на 90. Никогда не занимался подобным и с трудом это представляю. Однако, работая в соц. сфере часто приходится консультировать специалистов. Также, так как давно занимался группами психологов по выгоранию, наконсультировался еще и их. Ну и скромно отмечу, что есть парочка постоянно обращающихся начальников из разных сфер, которые консультируются по проблемам личных трудностей с коллективом. То есть, как ни крути, а область персонала касается любого психолога и увильнуть от нее не выйдет.

Но есть и те, кто выбрал рекрутинг своей основной деятельностью. Вероятно, чаще всего это делают по финансовым причинам (здесь в разы больше денег, чем в любом консультировании или даже психотерапии). Знаю много ребят, которые стали пытались стать практическими психологами или учеными, но плюнули и выбрали работу с персоналом. Среди некоторых HRов и рекрутеров бытует мнение, что все те, кто стал психологами устроились на свои первые должности по блату, например. Естественно это бред в большинстве случаев, скорее всего психологи не стремятся как можно быстрее заработать на первую иномарку. Вообщем плюс здесь в деньгах, а минус в том, что это дело надо любить, иначе тлен, тоска, пичаль…

Но есть и те, кто правда любит работу с персоналом и видит в ней много развития для себя. Кстати эта область мне кажется отдельным от психологии мирком со своими конференциями, сайтами и тусовками.

Короче говоря, есть у меня коллега, и я попросил ее как можно подробнее рассказать про рекрутинг. Интервью в определенной степени анонимно, но в конце будут кое-какие контакты.

- Кто такой психолог в большинстве своем люди знают, хотя и не понимают до конца. А вот с рекрутером все немного иначе. Сразу понятно, что этот человек нанимает или ищет кого-то, но зачем, для кого и как?

Дело в том, что рекрутер - это первый человек, которого встречает соискатель, когда идет устраиваться на работу. Рекрутер ведет собеседование и может отклонить кандидата. Как правило, и отклоняет. Рекрутер решает, звонить человеку или нет - на основании резюме. И, как правило, не звонит. Вот рекрутер - он как бы такой гад, который портит соискателям жизнь и не пускает соискателей к руководству. Вдобавок к этому - рекрутер в большинстве случаев имеет весьма размытое представление о том, чем занимается соискатель. То есть ты представляешь масштабы подлянки: соискателей отклоняет человек, который мало что понимает в той должности, на которую он набирает людей. При этом рекрутер периодически палится. И кандидат просекает, что его собеседует человек не вполне сведущий. И кандидат злится из-за этого. А рекрутер ведет себя высокомерно и по-свински. Например, отвечает на кучу телефонных звонков во время собеседования. Или заставляет ждать. Или не предлагает снять пальто, и кандидат сидит и парится с сумкой на коленях. Или стул ставится боком. И кандидат сидит лицом к стене и вынужден вертеть шеей, чтобы видеть рекрутера. В общем, там чего столько не встретишь. При этом рекрутер же не может сказать, что он унылый - поэтому он напускает на себя важности и высокомерия. Чем несказанно бесит кандидата.

Это я утрирую немножко, как ты понял, но тем не менее…

- Ну ок, а способствовать трудоустройству ты как-то можешь?

Когда я работаю на компанию, то нет, не могу. Когда я закрываю конкретную вакансию, моя задача выбрать лучшего. И защитить компанию от неподходящих кандидатов. В прямом смысле слова защитить. Потому что некоторым товарищам телефон руководителя только дай… Они его замучают. А таких товарищей обычно много.

Но я фрилансер. А в этом и есть прелесть фриланса – мне никто не запрещает переползти на другую сторону баррикад. И уже там, используя рекрутерский опыт, объяснять соискателям как надурить коллег. И работать параллельно. И как рекрутер (для компании), и как карьерный консультант (для соискателя).

Теперь о том, как все же поспособствовать трудоустройству.

Вообще навыки никто не отменял. И я не могу утверждать и тем более гарантировать, что выпускник финансовой академии получит должность заместителя финансового директора. На собеседовании иногда дают тесты на проверку навыков. Тут уж - имеем, что имеем. Если соискатель не проходит тест по навыкам - ему указывают на дверь. Это логично. Но пока тест по навыкам не дали заполнять (а в большинстве случаев его и не дают), собеседование - это же болтовня сплошная. Так кто мешает говорить, то, что от тебя хотят слышать?! Складывай буквы в слова, а слова в предложения в нужной последовательности и с нужной интонацией - и пройдешь собеседование. Это очень просто!

Но почему-то эту нужную интонацию и нужную последовательность слов воспроизводят единицы соискателей. Я хочу рассказать, о тех маркерах, на которые заточен рекрутер. Прикол в том, что рекрутер просто проставляет себе в голове галочки, когда слышит то, что ищет. Нужно просто соискателю объяснить, что ищет рекрутер. И соискателя натренировать, конечно. Пусть этим на собеседовании рекрутера и кормят.

Если соискатели потом сольются из-за недостаточности навыков - это уже проблемы соискателей. Но большинство же не на этом сливаются. А сливаются потому что ковыряют в носу, смотрят волком, ерзают на стуле и криво излагают свой профессиональный опыт. Криво - это - недостаточно подробно, слишком путано, нелогично, используют слишком много терминов. Утомляют рекрутера. Утомленный рекрутер в любом случае, кстати, откажет. Потому что он боится, что соискатель утомит в той же манере шефа. Тогда рекрутеру влетит уже от шефа....

- Мне тут анекдот вспоминается, как два кадровика за полночь сидят с гигантской стопкой резюме и один из них отбирает половину и выкидывает в мусорку. Первый спрашивает: - Ты что творишь? А второй отвечает: - А нахрен нам неудачники? С какими объемами работы тебе приходится работать и как можно выделиться из общей толпы, чтобы не стать таким "неудачником"?

Вот, например, когда я размещаю вакансию, мне приходит от 40 до 300 штук резюме. Рекрутер же их все не читает. 600 страниц прочесть это ж не шутки. А соискателю нужно, чтоб его резюме открыли и прочли. Как это сделать. Для этого есть такая опция - написать мотивационное письмо. Это такое как бы сообщение рекрутеру, в котором объясняется, почему соискатель подходит на вакансию. То есть соискатель как бы себя рекламирует в этом письме. Тут по логике бы неплохо было бы прочитать текст вакансии, подумать о том, что ты умеешь. И написать о своих навыках в контексте того, чего от тебя будут хотеть, когда ты будешь там работать. Как бы в контексте вакансии пишешь "я умею это и это, буду вам полезен тем-то, готов работать сверхурочно. Вот на прошлом месте работы намутил то-то. И достижения у меня воооот такие".

Это ж, элементарно. Но никто так не делает! А если конкретнее – я не видела ни одного такого письма за пять лет. А пишут следующее... Вот не вру тебе, реально...

"Прошу рассмотреть мою кандидатуру на данную вакансию. С уважением, Людмила. 8-916-000-00-00".

Ерунду же написала Людмила. Если ты оставляешь отклик - это уже значит, что ты просишь рассмотреть свою кандидатуру. Кому они это пишут?! Или еще хлеще:

"Здравствуйте! Меня зовут Владимир! Я считаю, что мои знания и навыки полностью соответствую требованиям данной вакансии. Прошу связаться со мной по телефону такому-то..."

Такой Владимир тоже оказывается отклонен. На основании того, что он написал в мотивационном письме. Потому что мне лично все равно, что он там считает. Посчитать должна как бы я. А чтобы я посчитала, ему нужно меня аргументированно убедить. В том, что он реально делал те вещи, которые надо. В том, что он знает эту область. То есть с мотивационным письмом так - вместо того, чтобы рекрутер там прочел и потянулся к трубке телефонной в надежде закрыть вакансию, - они пишут так, что хочется это резюме вообще сжечь, не открывая.

Теперь про резюме. Мне все-таки кажется, что написать резюме, руководствуясь "полезными советами" - это не совсем то. Написанное резюме должен проверять живой человек, потому что там нюансов слишком много.

Вот примеры нюансов:

Когда человек описывает функционал - пишет о том, что он делал - это должно быть разбито по блокам. Какие блоки - у каждого свои. В зависимости от сферы и должности. В каждом из блоков - обязанности от самых важных и ключевых - до выполняемых от случая к случаю. По порядочку. Достижения по каждому из блоков - если есть.

Предложения простые и единообразные. То есть похожие по грамматическому построению.

Терминов не слишком много. Если будет слишком много - рекрутер не поймет ничего. Но и не слишком мало. Чтобы цену себе все же набить.

Избегать непонятных конструкций, за которыми может скрываться все что угодно. Например, "работа с клиентами" - это непонятная конструкция. У тебя она одна, у меня другая, у маркетологов – третья, у продажников – четвертая. Что именно за работа с клиентами - это все писать надо. Простыми предложениями. Чтобы было понятно.

Инвестиционные проекты - тоже непонятная конструкция для напускания тумана. Это я парню резюме делала - вот уперся он в "курирование инвестиционных проектов" и все тут. А на самом деле он не "инвестиционные проекты курировал", а обосновывал те суммы денег, которые они собираются отжать у государства на строительство объектов. 

Короче нужно как можно проще писать. Не забывать про термины. Но в разумных пределах. А это тоже не дурно было бы дать на проверку живому человеку.

Чтобы живой человек вычитал и исправил всех этих "блох" текстовых.

Если нужен пример: "Курирование инвестиционных проектов" поменяли на "Обоснование затрат на строительство объектов".

- Ну ок, с бумажками чуть яснее стало. Что насчет живого общения. Кстати у меня много друзей, связанных с финансовой деятельностью, до ужаса боятся проходить всякие там интервью и отвечать на вопросы. Расскажи про это.

Принцип тот же. Нужно говорить просто о сложном. И обязательно держать в голове, что в твоей работе, главное, а что второстепенное. То есть, говорить еще и просто о главном. И тут тоже не помешал бы человек, на котором можно потренироваться. Чтобы не соскакивать с главного. И не уходить в сложное.

Но когда ты проходишь очное собеседование - набегает еще дополнительная куча всяких блох, которых нужно отловить. Это блохи, которые лезут из-за того, что у тебя не такое настроение. Это как минимум. А еще блохи лезут - когда у человека негативный прошлый опыт. Или тараканы в голове.

И тут нужно правильное настроение для собеседования создать. И то, что у человека очень много нежелательных установок или лишних амбиций – скрыть. Некоторые на собеседовании занимают оборонительную позицию – так тоже не пойдет. Ее бы завуалировать бы. Хотя бы разово. 

Сначала про правильное настроение

Я бы лично посоветовала представить себя Бредом Питтом. Или кому как нравится. Я вот себя Джоли представляю. И идти на собеседование так, как будто тебя не на работу принимают, нет...

Идти нужно так, как будто какой-то очень крутой журнал будет писать о тебе очень крутую статью. А ты даешь интервью. И как будто после интервью в твою честь будет салют, цветы и шампанское.

Почему так? Потому что вот представь, что ты знаменитость. И тебя ждет публикация. Ты же в этом случае не будешь расстраиваться из-за того, что журналистка что-то недопоняла. Ты не будешь смотреть на нее волком и воспринимать как врага и преграду. 

Ты постараешься ей все правильно объяснить. Чтобы она правильно поняла. Чтобы она все правильно написала. Это же про тебя любимого... 

Вот с собеседованием то же самое - нужно в дружелюбной манере объяснить рекрутеру, какой ты замечательный. Нужно, чтобы рекрутеру все было понятно, и тогда он с щенячьим восторгом доложит шефу о том, какой классный и милый кандидат был на собеседовании. Это цель.

Вот тебе пример: интервьюировала я геофизиков. Вообще не знаю, чем они занимаются, но интервьюировать надо. Мой первый и единственный вопрос: а чем вы вообще там у себя занимаетесь?!

Один сказал: "Вот в школе контурные карты разрисовывала? Вот у меня то же самое. Только они большие. И рисунки у меня посложнее немножко. И я их сам на эти карты наношу".

А потом, после собеседования, прислал фотографию северного сияния. Именно фотографию.

А второй сказал: "Тащи листик". Нарисовал систему координат. Отметил там какой-то угол альфа. И рассказывал про него полтора часа. Кроме шуток. Я поняла только про угол. Что он там с ним полтора часа делал.... Я выползла как после экзамена по высшей математике. Мне реально было плохо, и мозг кипел.

Это, сейчас я думаю, может и неправильно было, что второго кандидата отклонили. Но его отклонили - не показали заказчику. Потому что он занудствовал много - побоялись, что и заказчику так же мозг взорвет.

Но вывод отсюда - говорить с рекрутером на языке рекрутера. Дружелюбно. Ласково. Все объяснять на пальцах. И мозг девчонке не взрывать на всякий случай.

А в реальности знаешь, что происходит... Девчонки в функционале соискателей не сильны. Соискатели это понимают. И начинаю девчонок воспитывать. Объясняют с ухмылкой. Используют фразу "вы все равно этого не поймете" вместо ответа на вопрос. Обиженная девчонка же замстится по-мелкому, как может. И не пропустит кандидата к начальнику.

Но в защиту девчонок все же скажу: вот каждый человек делает свое дело. Одно. А рекрутер интервьюирует сразу всех. Особенно это актуально для Кадровых агентств. В день может быть пять интервью. И девчонка за день должна проинтервьюировать геофизика, бухгалтера, персонального ассистента, маркетолога, и торгового представителя. Потом она закроет эти вакансии и начнет интервьюировать координаторов, руководителей отделов, сисадминов… Нельзя же, правда, глубоко разбираться в функционале каждого из них, когда все это происходит единовременно… Но стремиться к тому, чтобы разбираться - нужно. 

Так что, возвращаясь к секретам прохождения очного интервью, нравится-не нравится - рекрутеров нужно уметь целовать в зад. Чтобы пройти дальше. Но в этом плюс тоже есть. Рекрутеру, в принципе, можно на уши вешать любую лапшу относительно своих профессиональных достижений. С улыбкой. Отслеживая невербалику. Отслеживая тембр своего голоса и паузы в речи. И изображая искреннюю любовь к этой девчонке. Не понимаю, почему этим никто не пользуется.

Это первый момент был, относительно того, как обойти рекрутера, используя обаяние.

А второй момент, что делать, если тараканы в голове кандидата вытанцовывают с бубном.

Если кандидат совсем уж поругался с предыдущим шефом, его байкотировали коллеги и он вообще бы с удовольствием сжег свое последнее место работы. 

Тут я бы предложила придумать для себя приемлемую версию своего прошлого и поверить в него. Но тут, как и везде, нужен живой человек, на котором эту версию можно было бы протестить, перед тем как идти с ней на собеседование.

По-моему, так детекторы лжи обходят, где-то я слышала. Сначала придумывают версию, потом в нее верят, а потом рассказывают эту версию как правду. И сами уже считают это правдой.

- Жестко все так у вас прямо. А вот расскажи какую-нибудь прикольную историю из практики?

Чел устроился на фирму. Основатели фирмы - ученые, решили какую-то математическую головоломку. И захотели на этом заработать. Создали компьютерную программу. Программа как бы не имеет аналогов в мире. 

Чел отвечал за юзабилити. Обзвонил 70 - 80 фирм, сказал, что у них есть такая программка в разработке. И спросил у них, какой интерфейс бы они хотели, че добавить, че убрать. И вообще он занимался тем, что оптимизировал интерфейс под пользовательские запросы. Эти пользовательские запросы сам собирал и анализировал. А потом ставил задачу программистам. И программисты воплощали эти пользовательские запросы в жизнь.

Конец истории печален – у чела проблемы с подчинением. Считает, что никто ему не указ. И что поручение шефа – это еще не истина в последней инстанции. Может, оно неправильное… В общем, он поругался. И уволился.

Реально, так было. Но так на собеседовании говорить нельзя. Потому что любой вменяемый рекрутер за такие речи отклоняет. Поэтому у нас есть рабочая версия, прячущая его тараканов.

Рабочая версия следующая: программу смоделировали, он над юзабилити поработал, все счастливы и довольны. Программа шикарная. Продажники в поте лица эту программу уже продают. Программа готова. Разработка закончена.

А поскольку контора создавалась только для того, чтобы запустить в мир эту программу (что чистая правда) - надобность в чуваке просто отпала. Потому что у конторы нет других программных продуктов (что чистая правда), и специалист по юзабилити может уже под аплодисменты откланяться.

Так что причина ухода - не "шефы замучили", а "успешно завершил проект, под который его и нанимали".

Но, как ты понимаешь, универсальных рецептов тут нет. В каждом случае тараканы прячутся по-своему. Для этого и нужна консультация, для этого и нужен живой человек.

Ну и еще живой человек нужен для ловли всяких мелких блох: руки держать на столе во время собеседования, нос и глаз не чесать, волосы не крутить, в глаза смотреть...

Короче, мое мнение такое, что в прохождении собеседования нужна тренировка на живом рекрутере. Потому что у каждого соискателя блохи свои. И вариативность блошиная велика. Их нужно отлавливать. И у каждого исправлять по-своему.

- Ок, а вот все-таки про методики расскажи? Применяют где-нибудь, например, MMPI или что-то в этом духе?

Я работала в кадровом агентстве. А сейчас работаю в обычной замечательной коммерческой организации. С рядом коммерческих организаций сотрудничала.

Вот по своему опыту скажу – нет. Психологические тесты не используются. И это объяснимо. 

Для начала открою секрет. Заявка на подбор персонала как правило звучит следующим образом: 

- Хорошего мне найди!

- Какого хорошего?

- Ну что ты идиотские вопросы задаешь?! Такого, чтоб понравился. Иди работай!

То есть по правилам как бы должен быть профиль идеального кандидата. Как бы мы должны знать, что мы ищем. Но мы не знаем. И ориентируемся по обстановке.

Поэтому, по моему опыту, психологические тесты бессмысленно проводить, потому что искомый результат не задан. Это первое. Второе, - кандидаты вообще не любят тесты заполнять. Нервничать начинают. Так зачем их нервировать впустую. И третье, - а кто эти тесты будет обсчитывать? Это тогда нужно либо лишнего человека нанимать под это. Либо рекрутера впрягать в эту историю. Рекрутер, понятное дело, захочет больше денег, раз объемы работы возрастают. А руководству эти затраты нужны? Нет! Тем более и так все неплохо работает.

Хотя где-то, конечно, тесты проводят. Вот летчики, знаю, их пишут. Просто я не работала в тех организациях, где тесты проводить реально нужно.

И еще прикол расскажу.

Давным-давно работала я в кадровом агентстве. Вакансия была сложная. Мне едва исполнилось 20 лет, а интервьюировала я дядек-руководителей. В общем, стресс.

И как-то, после очередного такого интервью, отпустила дядьку, выползаю из переговорки. Подползаю к шефу и говорю «Он все так складно говорит. Но я не знаю, одобрять его кандидатуру или отказывать». На что мне шеф сказала гениальную фразу: «Ты бы пошла с ним на свидание, если бы он позвал?»

«Нет!» - вот тут я отвечаю без колебаний. 

«Вот и отказывай!»

Вроде как смешно. Но здравое зерно в этом тоже есть. То есть, например, если мы ищем специалиста по продажам, он должен быть обаятелен и общителен. Активен. Язык должен быть хорошо подвешен. Мысли должен излагать четко и структурно. И быть хорошей рабочей лошадкой. И чувство юмора желательно. И открытость – это очень важно. 

И получился у нас портрет кандидата для похода на свидание.

Под каждую должность набор этих качеств свой. И задача рекрутера – оценить их в комплексе.

Ну а задача кандидата – нужные качества продемонстрировать. А ненужные скрыть.

При этом какие качества нужные, а какие лучше скрыть – в идеале, - вопрос к консультанту.

- Спасибо! Интересненько все так в рекрутинге. А контактами поделишься для читателей блога, на тот случай если они работку захотят сменить или резюме проверить?

И-таки да! Для тех кто дочитал этот длиннющий пост - бонус. По мере возникновения потребности - пишите на почту блога и эти письма мне перешлют, а там уже разберемся. Обращайтесь с любыми вопросами по теме. Буду рада помочь. Резюме почитать - помочь составить, вакансии подобрать, например. Короче, you are welcome!

От автора блога: напомню что в блог лучше всего писать на почту stanskorik@mail.ru


Все интервью в блоге:

2 комментария:

  1. Это простой, не требующий специального оборудования бизнес. Идеальный способ для миллионов людей получать дополнительный доход, работая в свободное время, не бросая свою работу

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, я сейчас нахожусь в поиске МЛМ компаний, где реально можно заработать, даже новичку.



    Пишите на monetoklad@yandex.ru , я рассмотрю ваше предложение, при условии, что Вы там сами уже зарабатываете.



    И у меня для Вас, тоже есть действительно потрясающее предложение !

    ОтветитьУдалить