28.09.2012

Стереотип физической привлекательности

Есть такое явление как когнитивные искажения, мешающие нам жить, рационально мыслить и действовать. Одним из самых интересных когнитивных искажений является стереотип физической привлекательности.




Когда я был еще школьником, нам задали написать сочинение на тему красоты в широком ее понимании. А так как я учился параллельно еще в художественной школе, мне казалось, что за это сочинение мне точно должны поставить 5ку. Но лучшим сочинением учитель признал работу моего друга, троечника. В этой работе была четкая, понятная главная мысль - красота явление, зависящее от культуры, образа жизни и общества. То, что было красиво сотни лет назад, сейчас может вызывать отвращение.

И вроде бы это мысль проста и логична, но наша психика с ней не согласна. И большинство из нас в глубине души свято верит в стереотип физической привлекательности.

Этот стереотип сводится к простой формуле - то, что красиво - лучше остального. И никакие рациональные размышления вам не помогут. Ведь этот стереотип мышления срабатывает у большинства из нас на автоматическом уровне.

Изучать стереотип физической привлекательности стали после нашумевших исследований эффекта ровни, который сводится к тому, что мы опять-таки подсознательно выбираем таких партнеров, которые с нашей точки зрения обладают аналогичным нам уровнем красоты.

Однако через 20 лет после исследований эффекта ровни, Вики Хаустон и Рей Булл в 1994 провели эксперименты, показывающие как к вам будут относиться окружающие, если вы не очень вышли мордой. Экспериментаторы обезобразили лицо своей ассистентке с помощью грима. На ее лице появились родинки, рубцы от шрамов и синяки. После чего ассистентка просто сидела в рейсовом автобусе, в котором ездили обычные люди. Экспериментаторы выявили, что с их ассистенткой статистически люди не хотят садиться рядом. При том обществом жертвы косметики брезговали как мужчины, так и женщины. Стоит дополнить, что в ряде других исследований, такие же эффекты были выявлены на детской выборке: дети предпочитают привлекательных людей.

Еще дальше пошли Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфидд, которые в 1973 году давали учителям одинаковые описания ученика, но показывали 2 разные фотографии. Естественно тот, который был красивее, оценивался учителями как более умный.

Также стоит помнить, что стереотип физической привлекательности "вбивается" в голову еще с детства. Ведь большинство положительных героев мультфильмов, как правило, красивые, а вот антигерои в большинстве случаев либо уродливы, либо не очень привлекательны.

Так что еще раз повторюсь, то, что красиво - хорошо, и мы в это верим.

А вот еще исследования: Майкл Калик в 1977 году попросил студентов оценить фотографии людей до и после пластической операции. Ну, естественно внешние изменения были заметны и для плохо видящего, но студенты отмечали, что люди после пластической операции не только изменились внешне, но и стали как будто добрее, сексуальней и привлекательнее.

И в заключение маленького лит. обзора, хотелось бы кинуть камень в огород красивых и привлекательных людей. Элайн Хэтфилд (которая уже упоминалась в этой статье) и Сьюзан Спречер в 1986 году выделили 3 причины, почему красивым быть не так уж и хорошо:

- именно красивые люди подвергаются больше всех остальных сексуальному насилию;

- также именно красивые менее мотивированы развивать себя в иных направлениях, в связи с тем, что как будто уже чего-то добились в этой жизни;

- и так же стоит помнить, что красивые люди часто жалуются на других, так как им кажется, что их ценят только за внешность, а вот на их глубокий внутренний мир всем окружающим просто наплевать.

То есть, как мы видим, стереотип физической привлекательности достаточно хорошо исследован и принимается во внимание специалистами нашей с вами сферы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий